Как не дать перфекционизму разрушить вашу жизнь: советы психолога
Чем опасно излишнее стремление к совершенству и как научиться получать от этого искреннее удовольствие?
Юлия Синарёва, психолог, семейный терапевт
Любите порядок? Ненавидите опаздывающих? Получаете третье высшее образование? Ругаете домашних за грязные ботинки? Поздравляю, вы – перфекционист.
Перфекционизм не значится в списке психиатрических диагнозов. Но в современном обществе, нацеленном на оценки, достижения и бесконечный «рост», он является причиной страданий огромного количества людей, которые стремятся всё и всегда делать совершенно. Потому что по-другому они себя не любят. И не верят, что их можно любить несовершенными.
Многочисленные бизнес-тренинги настаивают на том, что «Вам не слабО!», «Не останавливайтесь на достигнутом!», «Не соглашайтесь на меньшее». Работодатели хотят от вас не только профессиональных знаний, но и активности, энтузиазма, умения и готовности параллельно работать в нескольких проектах с утра до ночи. Реклама говорит, что можно зарабатывать сотни тысяч (не отходя от домашнего компьютера) – и тогда вы сможете позволить себе все самое лучшее.
Так вокруг нас появляются целые армии достиженцев и перфекционистов.
Они идут к своим целям, по колено в соляной кислоте. Им недостаточно просто хороших результатов на среднестатистическом уровне. Им нужны блестящие успехи, весомые преимущества и неслыханные победы. Но только совсем не ради славы. Они бегут как неутомимые ослики за этой морковкой ради утешения своей раненой самооценки. Они надеются доказать своему вечно бубнящему внутреннему критику, что они все-таки чего-то стоят!
С раннего школьного возраста отличников хвалят и ставят в пример, а двоечников – позорят и однозначно предсказывают им неуспешное будущее. Но самые большие страдальцы – это те, кто чуть-чуть недотянул до красного диплома, недополучил одного балла до проходного минимума, взял лишь второе (или даже только третье) место на каком-нибудь конкурсе или олимпиаде.
Такие «недоотличники» никогда не признаются, что знают английский в совершенстве, прекрасно катаются на лыжах, да и вообще хвастаться не станут. Что бы они ни делали и каких бы высот ни достигли, они всегда знают, что могло бы быть лучше, что кто-то другой, хотя бы просто воображаемый другой, смог бы сделать это на 5+, а не просто на 5.
Самооценка перфекциониста очень сильно зависит от одобрения – как внешнего, так и внутреннего. И за это одобрение они порой готовы платить любую цену – заслуживать, доказывать, угождать и стараться, проходить через самые трудные испытания, чтобы их, наконец, оценили. Недаром психологи говорят, что недолюбленные дети – самые верные.
Кто виноват?
Чтобы стать настоящим перфекционистом, совсем необязательно, чтобы с вами произошло что-то чудовищное в детстве. Не спешите составлять компромат на родителей или учителей. Для кого-то вполне достаточно бывает пару раз оказаться «недопонятым», незаслуженно наказанным за ерунду или недохваленным за победы, которые кажутся очень значимыми для нее самой и совсем неважными для взрослых. И механизм запустился.
К тому же наши родители тоже почти наверняка выросли с задатками перфекционизма. В советское время люди ведь очень зависели от общественного мнения и коммунальных ценностей. Многие из них, когда были детьми, всерьез боялись дать повод для осуждения бабушкам у подъезда. Их стыдили за то, что соседский мальчик учится лучше, чем они. Ими гордились очень редко, потому что «перехвалить» ребенка считалось напрасным баловством. В результате многие взрослые и сами выросли с убеждением, что любовь – даже родительская – может быть только «заслуженной», жесткая критика – уместна и оправданна и что несовершенство твоего ребенка отражается на твоей собственной родительской репутации.
Forbes, 14.02.2014