Стандарты подготовки государственных служащих сферы управления в проекте «умного» города:

05.12.2014


Коршунова Елена Викторовна, Кутергина Евгения Андреевна,

 

В начале, обозначим кратко основополагающие компетенции, которыми должен обладать современный специалист сферы управления в рамках концепции «умного» города:

•    знание основ ГиМУ — Городского и муниципального управления,

•    знание специфики работы в государственных органах различного уровня,

•    умение мыслить стратегически,

•    умение работать с объемными информационными потоками из различных видов источников, определять наиболее важную и актуальную информацию, создавать и обновлять информационные базы данных, уметь аналитически грамотно интерпретировать и представлять данные (умение работать с информацией),

•    умение работать с современными информационно-коммуникативными технологиями — ИКТ,

•    умение вести электронный документооборот,

•    навыки проектного управления,

•    навыки обеспечения обратной связи с гражданами, другими структурами.

ФГОСы для бакалавриата и магистратуры по направлению ГиМУ содержат общекультурные и профессиональные компетенции, которым должны быть обучены специалисты за 4 и 2 года обучения соответственно. ФГОС по ГиМУ для бакалавров содержит 17 общекультурных и 51 профессиональную компетенции [Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по ГиМУ квалификация «бакалавр», 2011]. Из них обратим внимание на следующие 10 компетенций, поскольку их формулировки в определенной степени совпадают с перечисленными компетенциями чиновника «умного города»:

•    понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5),

•    владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8),

•    умение выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3),

•    наличие навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14),

•    способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26),

•    умение находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способность определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31),

•    способность выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении «обратной» связи в профессиональной деятельности (ПК-34),

•    умение выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39),

•    способность использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40),

•    умение вести делопроизводство и участвовать в ведении документооборота в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, предприятиях и учреждениях, политических партиях, общественно-политических и некоммерческих организациях (ПК-45).

Исходя из полученного соотношения двух списков компетенций можно заключить, что ФГОС по ГиМУ для бакалавриата частично не соответствует требованиям подготовки государственных и муниципальных служащих в рамках концепции «умного города».

Во-первых, в образовательном стандарте третьего поколения не учитывается формирование такой компетенции, как знание специфики работы в государственных органах различного уровня. Бакалавры проходят общую подготовку, которая не нацелена на получение углубленных знаний о работе госорганов разного уровня, а такие знания предполагают наличие специализации в обучении студента, которая предполагается в магистратуре [Пашкевич, 2011, с.276].

Во-вторых, ФГОС не предполагает, что студенты будут обучаться вести именно электронный документооборот, в стандарте упоминается обычный документооборот. Однако как показывает исследование, проведенное научно-учебной группой «Социология и экономика изменений» НИУ ВШЭ СПб весной 2014 г., студенты бакалавры 3 курса по ГиМУ в большинстве не обладают умением вести и обычный документооборот.

В-третьих, в ФГОСе бакалавриата по ГиМУ упоминается лишь то, что специалист в области ГиМУ должен уметь работать с информацией, полученной при «обратной» связи в профессиональной деятельности, а навык получения, обеспечения «обратной» связи не содержится в списке компетенций стандарта третьего поколения.

А.И. Федорков так же подтверждает, что в бакалавриате студент получает общее образование, а в магистратуре углубляется в будущую профессию [Федорков, 2010, c.48], что, вероятно, и является причиной выявленного несоответствия бакалавра по направлению ГиМУ требованиям концепции «умного города». О.А.Калегина подчеркивает, что виды профессиональной деятельности бакалавров и магистров, которым обучаются студенты, во многом схожи, однако магистры обладают более высокой степенью подготовки к профессиональной деятельности [Калегина, 2011, с.60].

Образовательный стандарт по направлению ГиМУ для магистратуры рассчитан на 2 года, в нем содержится 10 общекультурных компетенций и 22 профессиональные компетенции [Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по ГиМУ квалификация «магистр», 2010]. Действительно, виды профессиональной деятельности в ФГОСе ВПО по ГиМУ для магистров и бакалавров схожи.

В связи с этим в стандартах присутствуют схожие компетенции. Тем не менее, компетенции, заложенные в ФГОСе ВПО по ГиМУ для магистров, означают не только высокий уровень профессиональной подготовки, но и приобретение опыта в исследовательской деятельности [Цветков, Чулюкова, Свищева, 2014, с. 266].

Обратим внимание на следующие 12 компетенций из ФГОСа по ГиМУ для магистратуры, поскольку их формулировки в определенной степени совпадают с перечисленными компетенциями чиновника «умного города»:

•    компетенция конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями. Способность и готовность к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-3),

•    обладать способностью к анализу, организации и планированию в области государственного и муниципального управления (ПК-1),

•    уметь планировать мероприятия органа публичной власти в увязке с общей стратегией развития государства и региона (ПК-6),

•    разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности органа публичной власти, осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности между исполнителями (ПК-7),

•    владеть современными методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике (ПК-11),

•    разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности (ПК-12),

•    способность осуществлять верификацию и структуризацию информации, получаемой из разных источников (ПК-13),

•    уметь использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач (ПК-14),

•    критически оценивать информацию и конструктивно принимать решение на основе анализа и синтеза (ПК-15),

•    уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления (ПК-16),

•    выдвигать инновационные идеи и нестандартные подходы к их реализации (ПК-17),

•    обладать способностью к кооперации в рамках междисциплинарных проектов, работе в смежных областях (ПК-18).

Исходя из полученного соотношения двух списков компетенций можно заключить, что ФГОС по ГиМУ для магистратуры, в целом, соответствует требованиям подготовки специалистов в рамках концепции «умного» города.

Стоит отметить, что в стандарте прямым текстом не зафиксировано умение мыслить стратегически. Однако можно предположить, что перечисленные компетенции ПК-1, ПК-11, ПК-12, ПК-15 подразумевают наличие такового умения, которое закладывается еще на уровне бакалавриата, и поэтому данная компетенция фактически не прописана в стандарте для магистратуры.

Кроме того, в ФГОСе по ГиМУ для магистров не упоминаются навыки ведения документооборота и делопроизводства. Вероятно, подразумевается, что данные навыки студент приобретет в бакалавриате (ПК-14, ПК-45). Как упоминалось ранее, для чиновника «умного города» принципиально важно уметь вести электронный документооборот, что предполагает наличие практических навыков магистра в этой сфере. Заметим, во-первых, что в ФГОСе магистратуры предусмотрено проведение практических семинаров, во-вторых, занятия в магистратуре (часто) проводятся в вечернее время, что дает возможность студентам сочетать с учебой работу, и эти предпосылки дают основания предполагать, что в рамках обучения в магистратуре студент может получить навыки ведения электронного документооборота.

Таким образом, можно заключить, что магистр, обучившийся по направлению ГиМУ, в целом, соответствует требованиям к подготовке «умного управленца», в отличие от бакалавра, которому не хватает практической подготовки, при этом именно эта составляющая обучения будущих специалистов-управленцев имеет большое значение при регулировании «умных» городских систем. Исходя из анализа соответствия современных ФГОСов подготовки специалистов государственного и муниципального управления требованиям подготовки специалистов управления «умными» городскими системами следует вывод о том, что ФГОС для бакалавриата несостоятелен и требует значительной доработки.

Из сказанного выше следует несколько основных выводов, обобщающих результаты нашего исследования. Во-первых, современные процессы информатизации и виртуализации городской среды делают неизбежным появление «умных городов», и в этом плане, безусловно, «умное управление» играет большую роль в развитии современного городского пространства, направленного на улучшение жизни граждан и комфортного проживания. Именно поэтому подготовка управленческих кадров государственной и муниципальной службы заслуживает отдельного внимания, поскольку взгляд на «умный город» как стратегию развития предусматривает участие, в первую очередь, городских властей в разработке и реализации этой стратегии.

Во-вторых, исходя из этого, для соответствующей качественной подготовки будущих управленцев в первую очередь должна отреагировать система высшего профессионального образования, которая должна учитывать в ФГОСах, предназначенных для подготовки государственных и муниципальных служащих, формирование определенного круга компетенций: от знания основ ГиМУ и специфики работы в государственных органах различного уровня, навыков проектного управления до умения работать с объемными информационными потоками из различных видов источников с использованием современных ИКТ, а также обеспечения обратной связи с гражданами.

В-третьих, с учетом того, что в настоящее время бакалавриат по направлению ГиМУ не является самостоятельной ступенью высшего образования в той мере, в какой он должен им быть, по окончании бакалавриата будущим управленцам необходимо продолжение обучения в магистратуре.

И, наконец, в-четвертых, изучение современных стандартов подготовки для бакалавров и магистров с точки зрения «умного управления» показало, что магистратура по направлению ГиМУ в целом соответствует требованиям специалистов «умного управления», однако относительно подготовки бакалавров можно сказать, что ФГОС требует значительной доработки в соответствии с критериями специалистов управления «умной» городской средой.

 

 

 

Список литературы

1.    Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 № 41 (ред. от 31.05.2011). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

cgi?req=doc;base=LAW;n=116456;dst=0;ts=C73B3795E4AD716D672E39D54608C12B;rnd=0.5036437385715544 (дата обращения: 29.07.2014)

2.    Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «магистр»)»: приказ Минобрнауки РФ от 15.01.2010 г. № 123 «. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm123-1.pdf (дата обращения 2.07.2014)

3.    Байденко, В.И.Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты// Высшее образование сегодня. — 2007. — № 5. С. 4-9.

4.    Вютрих,X., Филипп, Л. Виртуализация как возможный путь развития управления. // Проблемы теории и практики управления.-1999.- №5.- С.94-100.

5.    Ганин, О.Б., Ганин, И.О. «Умный город»: перспективы и тенденции развития [электронный ресурс]: журнал «ArsAdministrandi». – 2014. — №1.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/umnyy-gorod-perspektivy-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения 01.06.2014).

6.    Дмитриева, Н.Е., Стырин, Е.М, Толмачева, Т. Открытое государственное управление: задачи и перспективы в России [электронный ресурс]: журнал «Вопросы государственного и муниципального управления». – 2014. – №1. — URL: http://vgmu.hse.ru/2014—1/119100476.html (дата обращения: 10.04.2014).

7.    Калегина, О.А. Pеализациякомпетентностного подхода в государственных стандартах третьего поколения// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.- 2011. — № 1. — С. 57-62.

8.    Матюкин, С.В.Канеева, Ю.Р. Инновационные подходы в подготовке государственных гражданских служащих// Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2010. — №3. – С.21-27.

9.    Мизрахи, М.В. «Умный город»: эволюция концепта. Инициативы городских сообщества в развитии города// Ученые записки Таврического национального университета имени В.И.Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 24 (65). – 2013. – № 3. – с.217.

10.    Пашкевич, А.В. Реализация компетентстного подхода в образовательном процессе студентов бакалавриата// Сибирский педагогический журнал.- 2011. — № 5. — С. 274-282.

11.    Федорков, А.И. Особенности подготовки специалистов, бакалавров и магистров в условиях перехода на двухуровневую систему высшего профессионального образования и новые федеральные государственные образовательные стандарты/ Материалы научно-методической конференции Северо-Западного института управления.- 2010. — № 1. — С. 37-48.

12.    Цветков, А.А. Чулюкова, С.А. Свищева, В.С. Магистратура как новая форма подготовки кадров в областигосударственного и муниципального управления//Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2. — С. 266.

13.    Подходы умного города будут неизбежно внедрены в Петербурге [электронный ресурс]: V Ежегодный Форум «Будущий Петербург». URL: http://future-spb.ru/2011/smartcit (дата обращения 22.06.2014).

14.    Bell, D. The coming of post-industrial society: A venture of social forecasting. — N.Y.: Basic Books, 1973.

15.    Bellamy, C., Taylor, J. Governing in the Information Age. Cambridge: Open University Press, 1998.

16.    Giffinger, R., Fertner, C., Kramar, H., Kalasek, R., Pichler-Milanoviс, N., Meijers, E. Smart Cities: Ranking of European Medium-Sized Cities (2007). Режимдоступа: http://www.smart- cities.eu/download/smart_cities_final_report.pdf (датаобращения: 04.03.2014).

17.    Joseph, S., Nye, Jr. Governance.com: Governance in the Information Age. Washington: Brookings Institution Press, 2002.

18.    Norman, A. Information Society: An Economic Theory of Discovery, Invention and Innovation. Boston: Springer, 1993.

19.    Norris, P. Democratic Phoenix: Political Activism Worldwide. New York. 2002.

20.    Toppeta, D. The Smart City Vision: How Innovation and ICT Can Build Smart, «Livable», Sustainable Cities (2010). Режим доступа: http://www.inta-aivn.org/images/cc/Urbanism/background%20documents/Toppeta_Report_005_2010.pdf (дата обращения: 11.03.2014).

 

Бизнес. Общество. Власть, 2014. № 20

Написать ответ