Отставание российских школьников будут наверстывать за учебы на каникулах и праздниках

21.11.2014


Каникулярного безделья больше не будет

Дни отдыха лучше посвятить развитию. Но за чей счет?

По мнению министра образования Дмитрия Ливанова, российские школьники недостаточно развиты по сравнению с их зарубежными сверстниками. Такое отставание нужно срочно наверстывать, и осуществить это можно либо увеличением длительности школьной учебы, либо продолжительностью учебного дня, либо использованием для учебы… каникул. Пока выбран последний вариант: детей массово охватят образовательными программами во время каникулярного отдыха.

Для обсуждения детского каникулярного отдыха в среду был проведен масштабный форум, на который съехались все главные лица отечественной системы образования.

— Есть мнение, что дети в школе перегружены, но эксперты, которые оценивают время, проводимое ими в учебном заведении, так не считают, — заявил министр Ливанов. — В странах с развитыми системами образования дети проводят в школе примерно на 15% больше времени, чем в России. А с учетом того, что у нас учатся 11 лет, а за границей чаще всего 12, а то и 13 лет, этот разрыв приближается к 30%. Чтобы не проигрывать в развитии иностранцам, этот разрыв нужно компенсировать. Сделать это можно в первую очередь за счет внеурочных программ развития, на которые у детей есть время на многочисленных каникулах и федеральных праздниках. Внешкольное обучение, воспитание и чрезвычайно важны для всех, а в особенности для неблагополучных семей. И мы будем активно развивать это направление — готовить кадры, больше финансировать эту деятельность и делать ее привлекательной для инвесторов.

Похоже, вольному ничегонеделанию на каникулах приходит конец.

— Каникулы — это в первую очередь не отдых, а время для развития детей и «испытание свободой», — высказался директор Федерального института развития образования Александр Асмолов, имея в виду, что не все проходят это испытание с честью и лучше «эксперименты со свободой» свести к минимуму. — Даже субботне-воскресное ничегонеделание губительно.

Впрочем, на уик-энд, традиционно проводимый детьми с родителями, государство вроде бы не покушается. Но вот сидение в каникулы дома будут пресекать, вдалбливая папам и мамам через школу вредность пассивного отдыха их отпрысков без дополнительного развития:

— Мы видим устойчивый спрос на развивающие программы во время отдыха у родителей и детей, — продолжила речь министра зампред Правительства РФ Ольга Голодец. — Более 46 тысяч самых разных программ допобразования было реализовано в лагерях страны в течение минувшего лета, за которое отдохнули 8 миллионов ребят. Детям нравится физкультурно-оздоровительная деятельность — это более 30%, высок спрос на естественно-научную и техническую деятельность — 9%, в развивающие программы в области туризма и краеведения было вовлечено 11% подростков, 25% предпочли художественное направление, включающее в себя танцы, пение, кино, театр, телевидение и т.д.

Все это звучит оптимистично, если бы не одно «но», заставляющее насторожиться каждого родителя и которое Минобразования оставило за кадром. За чей счет банкет? Не получится ли так, что вслед за платной продленкой родителям школяров придется раскошелиться и на дополнительные — и при этом обязательные — занятия на каникулах? Увы, принцип «добровольно-принудительного обучения» для нашего образования не новость…

 

«Московский комсомолец» №26678 от 20 ноября 2014

Написать ответ