Бога можно правоверно славить — и в латинской, и в византийской традиции.

06.09.2014


О России и православии – интервью с Кшиштофом Занусси

 

- Вы часто бываете в России – по делам или по зову сердца?

— У меня по-прежнему огромные планы, связанные с Россией. В ближайшее время собираюсь поехать на кинофестивали в Иркутск и Выборг. Вообще, раз в месяц-полтора я бываю в России. Хотя, должен признать, эта страна не очень удобна для иностранца, я знаю в мире более комфортные места, но готов терпеть неудобства, поскольку радуюсь встречам с людьми. Вот что я в России люблю больше всего — широко распространенную, особенно среди интеллигенции, способность задавать непрагматичные, вечные вопросы о смысле жизни, о мире: является ли он хаотичным или скрывает в себе некий потаенный порядок, установленный Творцом… Это — лучшая сторона России. Есть другие, плохие, которые я очень не люблю, но вот это меня всегда впечатляет.

Однако, несомненно, ситуация в России драматична и трудна.

- Господин Занусси, вы в некоторых интервью называли свои фильмы «конфессиональными». Что это значит?

— Не все, но некоторые из них. А именно те, где есть явная отнесенность к церковным структурам и церковной жизни, например, фильмы о святых. Я всегда считал, что сделал их два, но после канонизации католической церковью Иоанна Павла II их оказалось уже три. Вот это фильмы очевидно конфессиональные.

Остальные мои работы также содержат взгляд христианина и, надеюсь, сняты в согласии с вероучением католической церкви. Они сняты о жизни, но с точки зрения человека, который принимает во внимание тот факт, что в мире есть порядок и есть Творец этого порядка, Создатель всех нас.

Надеюсь, в моих фильмах это заметно.

- Будучи католиком, вы известны своими симпатиями к православию. Какими вы видите основные препятствия к полноценному общению католиков и православных?

— Прежде всего, надо стремиться к познанию друг друга, потому что количество взаимных недоразумений, недопониманий до сих пор огромно. Теологически нас уже ничто практически не разделяет, однако важно не переносить представления о католичестве и православии из XIX века в XXI-й, в сегодняшнюю ситуацию. Мы должны вернуться к тому, что было более тысячи лет назад, когда Церковь была неразделенной — Восточная и Западная Церкви были двумя легкими одного организма, одного Тела Христова, взаимно дополняя друг друга, — эту метафору часто приводил в своих проповедях святой папа Иоанн Павел II.

Мы не должны быть одинаковыми или очень друг на друга похожими. Восточная и западная традиции — это богатство христианства. После того, как Церкви сняли взаимные анафемы, нужна большая открытость и признание того, что можно правоверно славить Бога в иной традиции — и в латинской, и в византийской.

Кстати, лучшие мои православные впечатления — из Парижа и Лондона, где византийская традиция не отягощена этническим «багажом». Там я встречался с православными французами и англичанами и старался постичь красоту византийского богослужения. И этот опыт помог мне понять, какое богатство христианства проявляется в разнообразии.

 

Известный польский кинорежиссер и драматург Кшиштоф Занусси 17 июня отметил свое 75-летие.

http://ria.ru/religion/20140710/1015158631.html#ixzz3CWgM5jfJ


 

Написать ответ