Иисус о древней заповеди — не прелюбодействуй

29.12.2013


«Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. (Матф.5:27,28)

Мэтью Генри

В этом отрывке содержится толкование седьмой заповеди, данной нам Тем, Кто дал сам закон, и потому могущим дать самое лучшее толкование его. Это закон против нравственной нечистоты, который весьма естественно следует после предыдущей заповеди: та заповедь ограничивала греховные страсти, эта же — греховные вожделения. И те, и другие всегда должны находиться под контролем разума, совести, и потворство тем и другим одинаково пагубно.

I.    Излагается сама заповедь (ст. 27): Не прелюбодействуй. Эта заповедь включает также в себя запрет на все другие проявления нравственной нечистоты и на пожелания их. Но фарисеи, толкуя эту заповедь, ограничивали ее запретом акта прелюбодеяния, внушая народу, что если зло живет только в сердце и не выходит наружу, то Бог не услышит и не увидит его (Пс. 65:18, англ. текст. — Прим. ред.); поэтому-то они считали себя вправе сказать, что не являются прелюбодеями, Лук. 18:11.

II.    Дается весьма строгое толкование заповеди, содержащее такие три пункта, которые могли показаться новыми и странными для тех, кто до сих пор всегда руководствовался преданиями старцев и все сказанное ими принимал как догму.

1.    Из этого толкования мы узнаем, что существует такая вещь, как сердечное пре-любодеяние, прелюбодеяние в мыслях и настроениях, никогда не выражающееся в актах прелюбодеяния или блуда. Возможно, что то осквернение души, которое вызывается ими, не только включалось в седьмую заповедь, но подразумевалось в тех многих обрядовых осквернениях, которые вынуждали их омывать водой одежду и тело. Всякий, кто смотрит на женщину (не только на жену другого, как некоторые полагают, но на любую женщину) с вожделением, тот уже прелюбодействовал с нею в сердце своем, ст. 28. Эта заповедь запрещает не только акт блуда и прелюбодеяния, но также:

(1) Всякое пожелание греха, всякую страсть к запретному объекту; это есть начало греха, зачавшая похоть (Иак. 1:15); это гибельный шаг к греху. Там, где похоть утвердилась и оправдывается, где распутное желание смакуется, как лакомый кусочек, грех уже совершен настолько, насколько может это сделать сердце, недостает лишь благоприятной возможности для самого акта греха. Adultera mens est — Душа развращена (Овидий). Вожделение свидетельствует о том, что совесть угашена или поражена: угашена — если она ничего не говорит против греха, поражена — если она не побеждает, хотя и выступает против греха.

(2) Всякое приближение к греху, любование видом запретного плода. Заповедь запрещает не только добиваться того, к чему я испытываю вожделение, но и смотреть на это до тех пор, пока не возникнет вожделение, или смотреть с целью удовлетворения похоти, когда невозможно достичь большего. Глаз является как входным, так и выходным каналом для многих грехов такого рода; об этом свидетельствуют примеры с госпожой Иосифа (Быт. 39:7), Самсоном (Суд. 16:1) и Давидом, 2 Цар. 11:2. Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха, 2 Пет. 2:14. Поэтому все мы нуждаемся в том, чтобы вместе со святым Иовом положить завет с глазами своими, заключить с ними соглашение о том, что они будут наслаждаться созерцанием солнечного света и Божьих деяний при условии, если никогда не остановятся на том, что может вызвать нечистые мысли или желания, из опасения, что если они так сделают, то им придется расплачиваться слезами раскаяния! (Иов. 31:1).

Не для того ли и даны нам веки на глазах, чтобы воздерживаться от похотливых взглядов и хранить себя от их оскверняющих впечатлений? Эта заповедь запрещает также использование любого другого из наших органов чувств для возбуждения похоти. Если обольстительный взгляд является запретным плодом, то тем более нечистые разговоры и пустой флирт, подливающие масло и раздувающие меха в адской печи. Эти правила являются оградой закона сердечной чистоты, ст. 8. И если взгляд может быть похотливым, то не менее виновны и те, кто одевается и наряжается с расчетом обратить на себя внимание и вызвать похоть (подобно Иезавели, которая нарумянила свое лицо, украсила голову свою и глядела в окно). Грешат мужчины, но искушает к греху диавол.

2. Такие взгляды и такие заигрывания настолько опасны и пагубны для души, что лучше потерять глаз и руку, которые соблазняют, чем дать место греху и погибнуть с ним навечно. Этот урок дается в ст. 29, 30. Порочная природа готова восстать против запрета сердечного прелюбодеяния, которому, как она считает, невозможно подчиниться: «Это слишком строго, кто может это выполнить? Плоть и кровь не могут не смотреть с удовольствием на прекрасную женщину, невозможно удержаться от вожделения и от флирта со столь прекрасным существом». С подобными аргументами едва ли можно справиться простыми доводами рассудка, против них должны быть выдвинуты только ужасы Господни, что здесь и делается.

(1) Для пресечения плотских похотей предписывается весьма суровая мера. Если твой правый глаз соблазняет тебя, или побуждает тебя соблазнять, бросать похотливый взгляд на запретный плод, или твоя правая рука соблазняет тебя, или заставляет тебя соблазнять похотливым заигрыванием; если действительно невозможно, как ты заявляешь, управлять своими руками и глазами, так как они настолько привыкли к пороку, что не хотят отказываться от него; если нет никакого другого пути для обуздания их (который, благодарение Богу, обеспечивает Его благодать), то лучше для тебя вырвать глаз и отрезать руку, — хотя правая рука и правый глаз самые почетные и необходимые, — чем предавать их в орудия греха и погубить свою душу. И если надо подчиниться таким суровым мерам, от одной мысли о которых содрогается наше естество, то тем более мы должны усмирять и порабощать тело свое, жить жизнью смирения и самоотречения, постоянно контролировать свое сердце и в корне пресекать зарождающуюся в нем похоть, избегать греха, противостоять ему в самом начале. Нам следует уклоняться от таких компаний, которые могут оказаться сетью для нас, даже если они и приятны нам; удаляться от опасных путей и ограничивать себя даже в употреблении вещей вполне дозво-ленных, когда видим, что они вводят нас в искушение. Нужно просить благодати у Бога и уповать на эту благодать ежедневно, поступать по Духу, чтобы не исполнять похотей плоти. И это будет иметь такой же эффект, как если бы мы отрезали правую руку или вырвали правый глаз, так же сильно будет действовать против крови и плоти; это есть умерщвление ветхого человека.

(2)    Чтобы придать особую силу этому предписанию, приводится удивительный довод (ст. 29), который в тех же словах повторяется в ст. 30, потому что мы не любим слушать такие неприятные вещи, Ис. 30:10. Ибо лучше для тебя, чтобы один из членов твоих погиб, пусть даже глаз или рука, сохранение которых может привести к худшему, а не все тело твое было ввержено в геенну. Примечание. [1] Нет ничего неподобающего для евангельского служителя в том, чтобы проповедовать об аде и погибели, бо-лее того, он обязан это делать, ибо Сам Христос проповедовал об этом. И мы изменяем своему долгу, если не предупреждаем людей о грядущем гневе.    [2]    Существуют такие

грехи, от которых нужно спасать страхом, в частности от плотских похотей, подобных диким хищным зверям, которых невозможно сдержать ничем иным, как только испугать их. Только херувим с огненным мечом может удержать человека вдали от запретного дерева. [3] Когда нас искушает мысль о том, как это трудно — отречься от себя и распять плотские похоти, — то мы должны подумать о том, насколько труднее будет, когда мы окажемся навсегда вверженными в озеро, горящее огнем неугасимым. Те, кто не знает о существовании ада или не верит в него, скорее пойдут на вечную погибель, чем откажутся от удовлетворения своих низменных страстей. [4] В аду будет мучиться тело, все тело будет ввержено в геенну, каждый его член будет страдать, и если мы заботимся о своих телах, то должны соблюдать свои сосуды в святости и чести, а не в страсти похотения. [5] Именно те обязанности, которые наиболее неприятны для плоти и крови, благотворны для нас, и наш Господь ничего не требует от нас, кроме того, что послужит нам во благо.

3.    Развод мужей со своими женами, при-чиной которого является нелюбовь или любая иная причина, кроме прелюбодеяния, есть нарушение седьмой заповеди, ибо он отворяет двери для греха прелюбодеяния. Однако развод допускался и практиковался среди иудеев, ст. 31, 32. Здесь необходимо заметить:

(1)    Как обстояло дело с разводами в то время. Сказано также (Христос не говорит, как прежде, сказано древним, потому что это было не заповедью, хотя фарисеям нравилось так считать, гл. 19:7, а всего лишь разрешением): «Если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную, то есть пусть не ограничивается устным заявлением о разводе, сделанным по горячности, в порыве страсти, но пусть делает это обдуманно, путем оформления в виде записи, подтвержденной свидетелями; если он решил расторгнуть брачные узы, то пусть сделает это официально». Таким образом этот закон предотвращал поспешные и необдуманные разводы, и вначале, возможно, когда писание бумаг было непривычным для иудеев делом, разводы были редкостью. Но со временем это дело стало для них весьма обычным, и указание о том, как осуществить развод при наличии справедливой причины, превратилось в раз-решение его по любой причине, гл. 19:3.

(2)    Какие поправки были внесены нашим Спасителем в понимание этого вопроса. Он восстанавливает самое первоначальное понятие о брачных узах: И будут двое одна плоть, которую уже не так легко разделить, поэтому развод не допускается, за исключением случая прелюбодеяния, которое, в сущности, уже является нарушением брачного союза. Но тот, кто отпускает свою жену на каком-либо другом основании, тот дает повод прелюбодействовать ей, а также тому, кто женится на ней после того, как она будет разведена. Примечание. Те, кто вводит другого человека в искушение, или оставляет его в искушении, или подвергает ему, делают себя виновными в его грехе и ответят за это. Это есть один из путей сообщения с прелюбодеями, Пс. 49:18.

 

Мэтью Генри, «Толкование на книги нового завета»

Написать ответ