Что такое духовная жизнь человека

28.12.2013

Томас Мертон

Духовная жизнь — это не работа ума, не мысль и, конечно же, не ощущение, когда «чувствуют», «переживают» что-нибудь «духовное», будто бы приходящее от Бога.

И все-таки ни мысль, ни чувство нельзя изгнать из духовной жизни. Ей нужно и то, и другое, ведь она не замкнута где-то в «высшем» души, где нет места ни уму, ни воображению, ни телу. В противном случае, немногие смогли бы жить духовно, да и жизнью это не назовешь. Если уж жить, то в полную меру — и телом, и душой, и умом, и чувством, и духом. Бог же, действуя в нас по нашей вере и любви, всё в нас возвысит и преобразит.

Молитвенно размышляя, бесполезно просто «думать», а еще бесполезнее — увязать в словах, перебирая в уме затасканные обороты. Рассудочность губительна, потому что подменяет жизнь мыслью, а поступки — идеями. Но человек — не бесплотное существо, и ему не дано действовать одним лишь умом. Он призван проживать то, что думает. Того, что он еще не пережил, он толком и не знает. Действуя, мы делаем знание частью самих себя, вступаем в реальность, стоящую за представлениями. Быть «разумным животным» вовсе не значит «думать как человек, а поступать как зверь».

И думать, и жить надо по-человечески. Разумное и животное начала — условные понятия. Незачем делать вид, что они существуют отдельно, как самодостаточные реальности. Человек един. Он — и тело, и душа. Не живя как единое целое, он попросту умирает. Жизнь не сводима к мысли. Да и мысль существует не сама по себе — ее рождает и движет независимое от нас бытие.

Только неустанно согласуя мысль с жизнью, а жизнь — с мыслью, мы будем обновляться, переживая новое в старом и старое в новом. Жизнь всегда нова.

 

Томас Мертон, Одинокие думы. Издательство Францисканцев Москва 2003 Перевод с английского Андрея Кириленкова под редакцией Наталии Трауберг

Газета Протестант.ру

Мир в Боге.ру

Написать ответ