Формирование нравственной команды менеджеров

26.12.2013


Вопросы этики в команде менеджеров

Пашолок Н.А.

 

Использование команд в организациях обретало и продолжает обретать популярность на протяжении последних двадцати лет. Такая форма работы на различных уровнях организационной структуры демонстрирует свою эффективность и уже ни для кого не секрет, что большая часть работ в организации должна строиться вокруг команд.

Здесь затрагивается вопрос этики в командах менеджеров, а точнее, каким образом лидерам команд следует реагировать на возникающие в команде проблемы, связанные с этикой? В данном вопросе особенно важны четыре аспекта, основанные на хорошо известных этических ценностях:

1.    Справедливость (в распределении работы между участниками)

2.    Ответственность (определение задач, определение виноватых в случае неудач и заслуживающих поощрение в случае успеха)

3.    Разумность (обеспечение участия, разрешение конфликтов и достижение консенсуса)

4.    Честность (отсутствие обмана, коррупции и нарушений).

Ценности в профессиональной этике команд

Ценность — понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов и явлений, выступающих как значимые в жизнедеятельности общества, социальных групп и отдельных индивидов. Приведем общепринятые ценности:

1.    Разумность устранение разногласий и урегулирования конфликтов путем интеграции. Данная ценность предполагает поиск соответствующей информации, члены команды внимательно слушают других, отвечают, они открыты к новым идеям, аргументируют свое мнение, а также признают ошибки и недоразумения.

2.    Ответственность ценность, заключающаяся в способности разрабатывать моральные ответы на соответствующие моральные вопросы и проблемы, которые возникают изо дня в день. У этой ценности есть следующие характеристики: вина за ошибки не перекладывается друг с друга, расширяются масштабы и глубина общих и конкретных знаний, а также ведется работа над расширением контроля и власти.

3.    Уважение работа в соответствии с признанием потенциала автономии в каждом человеке. Характеристики этой ценности включают уважение таких прав человека, как неприкосновенность частной жизни, собственности, свободы слова и право участия, такое как информированное согласие. Неуважение этих прав наносит ущерб автономии путем обмана, силы или манипуляций.

4.    Справедливость. Распадается на такие виды, как дистрибутивная (деление выгод и бремени), карательная (справедливое и беспристрастное наказания), административная (справедливое и беспристрастное применение правила), и компенсационная (справедливое вознаграждение).

5.    Доверие ожидание морального поведения от других.

6.    Честность истина, как баланс между избытком честности (прямота, которая вредит) и нечестности (обман, вводящий в заблуждение).

7.    Целостность метаценность, которая означает связь между конкретными ценностями. Эти ценности интегрированы друг с другом для формирования согласованного, последовательного и бесперебойного функционирования в целом.

Разработка стратегии для реализации ценностей

Необходимо разработать план внедрения ключевых ценностей работы в команде. План должен предусматривать решение следующих задач, основанных на ценностях:

Как команда добьется справедливости в своей работе? Например, как будут распределяться задачи в рамках команды, для того чтобы это было справедливого, с точки зрения распределения рабочей нагрузки и, в то же время, учитывались бы сильные и слабые стороны участников? Как команда планирует поступать с членами, которые не до конца осуществляют свой вклад в общее дело?

Каким образом команда добьется ответственности? Какие обязанности возьмут на себя участники в контексте коллективной работы? Кто будет лидером? Кто будет играть роль адвоката дьявола, чтобы избежать проблемы командного мышления? Кто будет представителем/спикером команды? Как команда планирует прояснить каждому свои задачи, обязанности и роль?

Здесь необходимо использовать воображение и быть конкретными в планировании реализации каждой ценности. Также следует думать превентивно (как команда планирует избегать несправедливости, безответственности и нечестности?) и проактивно (как можно улучшить эти значения?). Необходимо наметить конкретные обязательства. Следует ожидать, что некоторые из этих обязательств могут потребовать пересмотра. Необходимо учитывать меры, которые сработали и те, что не сработали.

 

XII Международная конференция история управленческой мысли и бизнеса, (г. Москва, 28-30 июня 2011 г.). Социальная ответственность бизнеса и этика менеджмента

Написать ответ