Отношение населения к сокращению срока службы по призыву до одного года (данные социологического обследования)

22.11.2013


По результатам массового опроса населения. Проведено Фондом Общественного Мнения

Наиболее значимая из проведенных в последние годы новаций в системе призыва на военную службу — сокращение срока этой службы с двух до одного года — оценивается россиянами неоднозначно: более половины наших сограждан (55%) относятся к ней положительно, но и противоположную позицию занимают многие: 37%. Прочие (8%) с оценкой затрудняются.

Распределение мнений существенно разнится в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов. Среди женщин позитивное отношение к сокращению срока военной службы безоговорочно преобладает над негативным (66 и 25% соответственно), мужчины же чаще осуждают (52%), чем одобряют (41%) этот шаг.

Несколько лет назад срок службы по призыву в российской армии был сокращен с двух лет до одного года. Как Вы лично относитесь к сокращению срока службы до одного года — положительно или отрицательно?

Представляется очевидным, что один из мотивов, определяющих это различие в позициях мужчин и женщин, — «чувство справедливости» (трудно отличимое от зависти), которое испытывают представители «сильного пола», отслужившие более длительный срок. Во всяком случае среди тех, кто проходил срочную службу в армии (а это 68% мужчин, участвовавших в опросе), сторонников сокращения срока еще меньше, чем среди мужчин в целом (36%), а противников — больше (60%).

Особенно часто выражают негативное отношение к переходу на годичный срок службы сельские жители (44%), а особенно редко — москвичи (27%) и жители других мегаполисов (29%). Это неудивительно: известно, что жители сел чаще ценят армейскую службу как «социальный лифт», как шанс на улучшение стартовых позиций в жизни, нежели обитатели больших городов. Неудивительно и то, что обладатели высшего образования чаще прочих поддерживают сокращение срока службы по призыву (60%) и реже осуждают его (30%).

На первый взгляд, результаты опроса опровергают распространенное мнение, что позитивное отношение к службе по призыву (и видимо, недовольство сокращением срока такой службы) более свойственно малообеспеченным, чем относительно состоятельным россиянам: соотношение одобряющих и осуждающих переход к годичному сроку практически одинаково во всех группах, выделенных по уровню личного дохода. Однако следует учесть гендерные различия в доходах: среди людей, получающих меньше всего (до 8 тыс. руб. в месяц), на одного мужчину приходится две женщины (33 и 67% соответственно), а среди относительно состоятельных (свыше 15 тыс. руб. в месяц) — наоборот (65 и 35%). А женщины, как мы видели, гораздо чаще мужчин одобряют сокращение срока службы. Следовательно, фактор дифференциации по уровню доходов все же влияет — и весьма ощутимо — на распределение мнений по этому вопросу, но в целом по выборке это влияние «компенсируется» фактором гендерного неравенства.

Особого внимания, однако, заслуживают межпоколенческие различия. Если среди представителей старших возрастных когорт сторонников и противников сокращения службы по призыву оказывается почти поровну, то молодежь решительно поддерживает это нововведение . По-видимому, критическое отношение к нему, укорененное в социальных представлениях старших, во многом еще «советских» поколений, с годами будет ослабевать.

Большинство опрошенных — 62% — соглашаются с тем, что сокращение срока службы дает молодым людям «дополнительные возможности для реализации личных планов (образование, получение специальности, карьерный рост, создание семьи и т. д.)», не согласны с этим 28% респондентов. Младшее поколение, способное судить о перспективах демобилизованных по собственному социальному опыту, особенно твердо уверено в том, что лишний год на «гражданке» улучшает эти перспективы.

Доля несогласных с этой точкой зрения достигает трети (33%) среди сельских жителей, в чем нетрудно усмотреть след традиционных для сельчан представлений о позитивной социализирующей роли армейской службы. Но и здесь преобладает противоположное мнение — его разделяют 56% жителей сел.

Стоит отметить, что даже среди тех, кто негативно относится к сокращению срока службы, довольно многие — 39% — признают: эта новация открывает перед призывниками (а точнее — перед демобилизованными) дополнительные жизненные перспективы. Однако 52% противников сокращения срока службы это отрицают. Естественно, среди одобряющих переход к годичному сроку первое мнение безоговорочно преобладает над вторым: 81 и 13% соответственно.

Сложнее российским гражданам судить о том, как сокращение срока службы сказалось на ситуации в самих вооруженных силах и прежде всего — на распространенности неуставных отношений. По мнению 46% опрошенных, в этом отношении ничего не изменилось (и еще 18% с ответом затруднились), но считающие, что перемены произошли, вчетверо чаще говорят об ослаблении дедовщины, чем о ее усилении — 29% против 7%.

Естественно, сторонники сокращения срока службы чаще других разделяют мнение о благотворном влиянии этой меры на взаимоотношения между военнослужащими: 33% из них заявляют об ослаблении дедовщины вследствие перехода к годичному сроку службы, и только 4% — об ее усилении. Недовольные этим переходом не столь оптимистичны, однако и они все же чаще соглашаются (возможно, нехотя) с первой, чем со второй точкой зрения: 24 и 12% соответственно.

У довольно многих участников опроса — у 28% — кто-либо из родственников, друзей или знакомых в настоящий момент служит в армии по призыву, и естественно предположить, что эти люди в целом несколько более других осведомлены о сегодняшней ситуации в вооруженных силах. Поэтому заслуживает внимания тот факт, что они значительно чаще прочих заявляют об ослаблении дедовщины в результате сокращения срока службы (см. график 4): если более информированная группа респондентов оптимистичнее в данном отношении, то это дополнительное основание полагать, что тенденция к ограничению распространения и интенсивности неуставных отношений действительно получила развитие.

Отметим также, что среди молодых респондентов мнение об ослаблении дедовщины в связи с сокращением срока службы разделяют 36% опрошенных (а противоположное — 7%). А молодежь и более осведомлена о ситуации в армии, чем представители старших поколений (у 44% респондентов, не достигших 30 лет, в армии сегодня служат родственники, друзья или знакомые), и, надо полагать, проявляет в целом больший интерес к тому, как обстоят дела в казармах.

 

Отношение к действующей системе призыва на военную службу. Отчет по результатам массового опроса. 2011. Фонд Общественное Мнение. 123242, Москва, пер. Капранова, 3,

Написать ответ