Навыки непрерывно растущего руководителя и лидера

31.10.2013


Шатун В.Т.

Хорош не тот командир, у которого ничего не случилось, а тот, кто из любого случая найдет выход. (А.Маринеско)

 

Независимо от сферы деятельности, организации, в которой он работает, и занимаемой должности, каждый менеджер обязан овладеть как минимум тремя основными видами навыков: аналитическими, коммуникативными и техническими.

Аналитические навыки менеджеру необходимы для умелой и грамотной обработки и анализа информации, установления взаимосвязей и зависимостей между различными событиями и фактами. Эти навыки позволяют видеть организацию и ее окружение в комплексе, предвидеть трудности и благоприятные для организации возможности. Без наличия такого рода навыков менеджеру невозможно грамотно и четко сформулировать выводы, составить план или принять эффективное решение.

Коммуникативные навыки менеджеру необходимы для эффективного взаимодействия с людьми. Поскольку сырьем и продуктом управленческого труда является информация, то навыки общения, обмена информацией с персоналом, коллегами, вышестоящим руководством, с партнерами и клиентами имеют большое значение. Менеджер обязан знать, какие информационные средства и каналы коммуникации выбрать в той или иной ситуации, понимать, что форма коммуникации влияет и на характер, и на восприятие сообщения.

Техническими управленческими (административными) навыками обязаны владеть также все менеджеры. Это, в первую очередь, умение составлять планы, графики, расписания, читать бухгалтерские отчеты, сводки, используя для этого персональный компьютер и наиболее применяемые прикладные программы. Важно также умение использовать современные информационные технологии и средства коммуникации. Руководители низшего звена (мастера, бригадиры) должны владеть техническими навыками, позволяющими обучать подчиненных выполнению ими своих обязанностей, и должны быть готовы выполнить работу своих подчиненных.

Лучшая форма что-нибудь сказать — это сделать. (Че Гевара)

Владение основными трудовыми операциями, которые выполняют подчиненные, помогает найти способы усовершенствования методов труда, а в пиковых ситуациях — взять на себя часть работы.

На практике менеджер не всегда обладает навыками, которыми владеют его высококвалифицированные специалисты (бухгалтер, инженер, программист). Однако он обязан знать содержание и основные параметры и характеристики трудовой деятельности каждого своего подчиненного, чтобы эффективно использовать каждого работника и объективно оценивать результаты его труда.

Еще одна характеристика руководителя — черты личности. Существует много различных точек зрения на то, какие качества, способности и ценности являются наиболее важными в работе менеджера. Определенный интерес представляет американская и английская концепции относительно определения и ранжирования 20 основных качеств менеджера.

Начальников надо выбирать из веселых людей; из веселых — умных, из умных — твердых, из твердых — порядочных. (М.Жванецкий)

Известно, что искусство менеджмента в Финляндии и Японии находится на достаточно высоком уровне. Небезынтересно сравнить профессиональные качества менеджеров, которые наиболее ценятся в этих странах. Среди факторов успешной деятельности финских менеджеров называют, прежде всего, такие:

-    способность не только много и упорно работать для достижения достигать результатов, но и реально достигать их;

-    способность и желание нести ответственность за порученное дело и идти при этом на разумный риск;

-    готовность к изменениям в управлении и умение использовать их;

-    желание использовать прозрачный способ управления, развернутый на сотрудничество;

-    навыки быстро принимать решения;

-    способность концентрироваться на настоящем и будущем;

-    умение разглядеть изменения в организации и за ее пределами и применять их;

-    готовность к тесным взаимоотношениям с членами коллектива;

-    умение правильно использовать свое время;

-    творческий подход к делу, постоянное совершенствование стиля работы;

-    добротная психологическая и физическая форма;

-    готовность к мотивации себя и персонала;

-    готовность возглавить высококвалифицированный персонал;

-    международный кругозор, готовность к политическому руководству.

Справедливый к себе относится строго, к другим — снисходительно. (Японская пословица)

А вот перечень наиболее важных качеств, которыми должны обладать руководители японских компаний:

-    инициативность, энергичность, решительность (в том числе и в условиях риска);

-    умение предвидеть, широта взглядов и глобальный подход;

-    усердная работа и непрерывное обучение;

-    бескорыстие, объективность и преданность;

-    умение раскрыть и применить способности подчиненных путем правильной их расстановки и справедливых санкций;

-    умение слушать других;

-    способность создавать группу единомышленников и поддерживать в ней гармоничную атмосферу;

-    умение четко формулировать цели и установки;

-    личное обаяние и хорошее здоровье.

По мнению многих исследователей и специалистов, американский и японский стили менеджмента схожи на 95%, однако те, на первый взгляд, незначительные отличия в 5% касаются самых важных аспектов управления: американцы сосредоточены на технической стороне управления производством, а японцы основной упор делают на формирование нужного настроения персонала.

 

Шатун В.Т. Учебное пособие: «Я – начальник, – ты…», 2008г.

Написать ответ